Доживем>> Путь трезвения>> ФОТОАЛЬБОМЫ>> О любви



Ответ одного учащегося с курсов Основы православия

Слово "любовь" выражает разные чувства .
К сожалению, в русском языке имеется только одно это слово.
В украинском языке существуют два слова: любовь и кохання. Любить можно картошку, а вот «кохать» только человека.
В греческом языке для этого существует три термина:
словом "эрос" обозначает-ся физическое, плотское влечение;
словом "филия" - дружественные чувства,
а словом "агапи" - возвышенная, духовная любовь.
Причем, смешивать эти термины греческий язык не позволяет.
При всем отличии разные виды любви имеют между собой и нечто общее, объединяющее.
Этим общим является то приятное, радостное и светлое чувство, которое она доставляет и любящему, и любимому.
Лейбниц определял любовь как "чувство радости, происходящее из счастья ближнего."
В сущности природа любви - непостижима:
она как бы гость из того идеального и прекрасного мира, к которому подсознательно тянется наша душа,
но который в своей полноте и совершенстве еще недоступен нам.
Другим замечательным свойством любви является то, что она устанавливает таинственную связь,
как бы перебрасывает невидимый мост между любящими существами,
так что их чувства и желания начинают передаваться друг другу - причем совершенно спонтанно и даже на расстоянии.
Любовь обладает притягательной и созидательной силой.
Любовь Бога предшествует любви человеческой: «Он прежде возлюбил людей» (1Ин 4:19) .
Тексты Ветхого Завета говорят нам: «Бог есть любовь».
Бог явил Свою любовь делами. От любви Своей Он создал мир и человека.
Он по Своей любви даровал людям Закон и посылал Пророков для научения и предостережений.
Его любовь выразилась в величайшем даре, который Он преподнес человеку - свободе.
Первый человек - Адам - был создан «весьма хорошо». Он был совершенен. И на любовь Божию отвечал такой же совершенной любовью.
И не вина Господа в том, что человек ослушался Бога.
Однако, Бог, по любви своей, дает надежду падшему человеку - обещает приход Спасителя - «семя жены».
Как же должны были вести себя люди, и как близко должен был быть к ним Творец - если Библия пишет:
«И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт.6,6).
Читая Ветхий Завет, можно легко убедиться: Бог обеспокоен жизнью людей. Люди забыли Истинного Бога.
Он создает израильский народ для слышания и отклика на Слово Божие: «Этот народ Я образовал для Себя»(Ис.43:21).
Израиль забывает Бога, забывает о своем назначении, но Бог выходит Сам к нему навстречу, как когда-то вышел навстречу согрешившему Адаму.
Бог посылает Моисея, чтобы тот вывел народ из рабства.
Этому «первенцу»-народу Он дает Закон и требует от людей выполнять заповеди Его.
Закон и пророки утверждаются на заповедях, основанных на любви к Богу и ближнему (Мф. 22.36-40).
Любовь постоянно выступает как основной движущий мотив Божьих деяний (Ос 3:1; 11:7-9):
"Я возлюбил вас, говорит Господь" (Мал 1:2).
Любовь Бога к человеку совершенна.
«Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви…»(Ос.11:3,4).
В Ветхом Завете, как и в Новом - это одна и та же Божья любовь. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (Евр.13:8).
Любовь человеческая, как к Богу, так и друг другу далека от совершенства. Народ израильский не смог приблизиться к Божьей любви.
Само слово Израиль может быть переведено двояко: «видящий Бога» и «борющийся с Богом» .
Боговидец и - Богоборец.
« Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!
сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!»(Лук.13:34,35)
Но этот народ дал Спасителя миру. Этот народ произвел душу такой чистоты и и любви к Богу, что она скажет : «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк.1,38).
Наступает время Нового Завета.
В Новом Завете гораздо чаще упоминается слово «любовь», чем в Ветхом Заве-те.
Если в Ветхом Завете любовь людей к Богу выражается в исполнении заповедей закона , то дух Нового Завета качественно иной - любовь, которая выше закона.
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, ве-ра, кротость, воздержание. На таковых нет закона.(Гал 5.22-23).
Эта любовь - "агапи" .
Совершенная любовь совершенным образом открылась лишь в Иисусе Христе (Ин 3.16; 1Ин 4.9-10; Рим 5.8).
Бог и любовь тождественны (1Ин 4.8,16; 1Кор 13.13).
Жертва Христа - это дар Его любви к нам, людям. Он дарит Себя, Свою жизнь, полноту Своей вечности нам.
Мы не смогли ответить Любовью на Любовь Бога.
Бог опять выходит нам навстречу и дарит Себя. Господь принимает облик безгрешного Человека, чтобы показать нам Истинную Любовь в действии.
Вершина Божественной Любви - Самопожертвование.
Господь подарил Свою жизнь нам - не чтобы Ему умереть, но чтобы нам жить в Нем. Любовь Христова, проистекающая от Отца, "объемлет" учеников и последователей Христа.
Ученики Христа руководствуются любовью (2Кор 5:14-21), которая делает совершенными все дары Духа: прорицание, познание, веру и добрые дела.
Эта "любовь долготерпит, милосердствует; она не знает зависти, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своей корысти, не раздражается,
не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; она "все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1Кор 13:1-7).
Она ведет учеников за Учителем, заставляя их порой жертвовать своими жизнями по примеру их Господа (Мф 20:23; Мк 10:39; Ин 21:18 и след.; Еф 5:2; 1Ин 3:16).
Сила любви превосходит даже силу смерти, ибо : «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:8).
Однако наряду со спасительной любовью существует и губительная любовь, уводящая от Бога.
Так, люди выявили склонность любить тьму даже тогда, когда им был явлен Свет спасительный - Божье деяние в Иисусе (Ин 3:19).
Возлюбив человеческую славу более, чем славу Божью, высокопоставленные евреи, даже уверовав в своем сердце, отказывались исповедовать Иисуса (Ин 12:42,43).
Поскольку человеческое сердце склонно к губительной любви, то Иисус и апостолы призывают сделать решительный выбор:
"Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Ин 2:15).
Если сердце любит богатство, то оно уже не способно полюбить Бога (Мф 6:24).
Привязанность человека к семье не должна отдалять его от Бога,
Иисуса следует возлюбить более, чем все сущее в мире (Мф 10:37; Лк 14:26).
Священное Писание, приводя слова Христа: "Сберегающий душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее",
учит любить Его больше собственной жизни.(Мф 10:39; 16:25; Ин 12:25).
«Итак, для нас пришел на землю Царь Превечный. А мы, со своей стороны что должны делать?
Нужна взаимность. Если со стороны Божией такое снисхождение, такое истощение, то и от нас требуется самоотвержение.
Господь всего Себя предал за нас: мы сами себя и весь живот наш предадим Ему, нашему Господу и Животу бесконечному.
Нас, ставших Ему чуждыми по причине грехов, Он хочет приблизить и присвоить Себе чрез веру, покаяние и добродетель.
Приблизимся же к нему всем существом, предадим ему разум, сердце, волю, душу и тело.
Приблизился к нам Господь, облекшись во всего человека - облечемся и мы во Христа,
по слову апостола: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3,27).» (И. Кронштадский).
«Приступим к Евангелию, возлюбленнейший брат, поглядимся в это зеркало!
Глядясь в него, свергнем ризы ветхие, в которые облекло нас падение, украсимся ризою новою, которая приготовлена нам Богом.
Риза новая - Христос. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал.3:27). Риза новая - Дух Святый.
Облечетеся силою выше (Лук. 26:49), сказал о этой ризе Господь. Облекаются христиане в свойства Христовы, действием всеблагого Духа»
«Сперва, руководствуясь Евангелием, откинь вражду, памятозлобие, гнев, осуждение и все, что прямо противодействует любви.
Евангелие велит молиться за врагов, благославлять клянущих, творить добро ненавидящим, оставлять ближнему все, что бы он ни сделал против нас.
Постарайся, желающий последовать Христу, исполнять все эти заповедания самим делом.»
«Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она - в Боге.
Вси едино будутъ, вещал Спаситель мира к Отцу Своему: якоже Ты, Отче, во Мне, и Азъ въ Тебе, да и тии в Насъ едино будутъ (Иоанн. 17:21).» (Игнатий Брянчанинов).
Преп. Макарий так пишет о невидимом действии благодати Святого Духа в сердце христианина:
"Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце - в доброе.
И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами, и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе.
Так и истинный Художник Господь украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела,
и тогда обнаружится красота нашей души" (Мак. Великий).
Научи меня, Боже, любить...
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью, -
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!
К. Р. Литература:
Библейские словари,
Игнатий Брянчанинов «О любви к Богу и о любви к ближнему».
Иоанн Кронштадский «Слова поучения, произнесенный Отцом Иоанном Крон-штадским».
Макарий Великий., Добротолюбие, т. 1.
Епископ Александр (Милеант) Любовь- царица добродетелей.






Hosted by uCoz